Что такое F-паттерн?

Автор /  Elena Rabkina

04 декабря 2018

Что такое F-паттерн?

Чтение в онлайн-режиме совершенно непохоже на традиционное чтение бумажных источников. В интернете пользователи находят нужную информацию и в первую очередь пробегают по ней глазами. То есть в виртуальной среде люди быстро просматривают материал, выхватывая лишь важные для себя моменты. Так что давайте разберемся, что это за особенность движения человеческого глаза и важна ли она для ведения интернет-ресурса.

 

 

 

F-паттерн: что это и как работает?

 

 

F-паттерн – это своеобразный шаблон, по которому человеческий глаз скользит по наполнению сайта. Происходит термин от английского слова «fast» - быстро. Именно так посетители просматривают контент. Всего за пару секунд глаза пробегают по странице, выхватывая лишь ключевые, важные моменты.

 

 

F-паттерн

 

 

 

Шаблон был выведен после продолжительных исследований NNGroup, которая отслеживала и изучала траекторию движения человеческого глаза по странице в интернете. В эксперименте участвовало более двухсот человек, которые просмотрели в общей сложности около 1000 сайтов. В итоге, несмотря на различные цели и задачи, у всех пользователей поведение чтения было приблизительно одинаковым.

 

 

Шаблон скольжения взгляда имеет сходство с буквой «F» и характеризуется такими особенностями:

 

  • В первую очередь посетители просматривают контент по горизонтали, уделяя особое внимание информации сверху. Это похоже на верхнюю перекладину буквы «F».
  • Далее происходит движение глаза вниз по левой стороне экрана. В это время посетитель ищет ключевые моменты в начале каждого абзаца или строки, которые бы заинтересовали его. Если что-то привлекает внимание, то чтение продолжается уже осознанно и внимательно, но занимает меньшую область по сравнению с предыдущим направлением. Это похоже на нижнюю перекладину буквы «F».
  • Затем посетители пробегают взглядом контент по вертикали с левой стороны, но, как правило, не задерживаются.

 

 

Тем не менее такой шаблон читательского поведения в интернете не является единственным. Структура из трех шагов может дополняться, если пользователь находит что-то интересное в вертикальном ряду и продолжает внимательное чтение в горизонтальном направлении.

 

 

 

 

Чем объясняется F-паттерн?

 

 

Обычно люди просматривают интернет-контент по F-образному принципу в таких случаях:

 

  1. На странице или ее разделе размещен текстовый контент, который не соответствует читательским привычкам в интернет-среде. Например, под такой критерий подпадают «простыни текста» без подзаголовков, абзацев, выделений шрифтом и списков.
  2. Посетитель ресурса старается максимально быстро и эффективно просмотреть контент, чтобы не затрачивать много времени и не забивать голову лишней информацией.
  3. Пользователя не удалось заинтересовать контентом, так что он не готов читать полностью все.

 

Последние 2 нюанса в большинстве своем присущи многим интернет-пользователям. Практически все посетители хотят отделаться малой кровью, чтобы решить задачу в кратчайшие сроки и без особых усилий. Они посещают ресурс, чтобы найти ответ на свой вопрос в считанные секунды, а не перечитывать километры текстов в поисках нужного.

 

 

F-паттерн сайта

 

 

Если веб-дизайнеры под контролем автора/создателя сайта не помогли пользователю найти главное, не выделили основную информацию, не разбили текст на читабельные фрагменты, то посетитель пойдет собственным путем. Без специальных сигнальных указателей он будет просматривать контент по упрощенному маршруту, концентрируясь в основном на тех местах, где началось чтение. Как можно догадаться, это левый верхний угол.

 

 

F-паттерн – это бессознательное поведение. Человек следует определенным маршрутом при чтении источников в интернете, потому что привык видеть важную информацию выше той, что менее значима. Так что сам пользователь не понимает, что знакомиться с контентом по шаблону буквы «F», но такое поведение является объяснимым и характерным для многих.

 

 

 

Использование F-паттерна

 

 

F-шаблон помогает сделать дизайн с грамотным разделением контента, который легко воспринимается и привлекает внимание посетителей. Для большинства жителей Европы такое построение очень удобно, поскольку чтение сверху вниз и слева направо им привычно.

 

Если учитывать F-паттерн при разработке и наполнении новостных блогов и сайтов, где большую часть контента составляет текст, то читать такой ресурс будет в несколько раз легче. Так вы сможете расположить главный посыл статей в местах наибольшей концентрации читательского внимания.

 

 

использование F-паттерна

 

 

Вот несколько советов, которые помогут использовать F-образный шаблон в своих целях:

 

 

1. Расставьте приоритеты

 

Перед тем, как наполнять свой сайт, определите самую важную информацию, основные детали. Чтобы они первыми бросались в глаза аудитории, нужно расположить их в тех точках, где концентрация внимания посетителей выше всего.

 

 

 

2. Подогрейте интерес аудитории

 

Самый главный контент рекомендуется размещать в самом верху страницы, прямо под названием. Именно в этом месте люди задерживаются для внимательного чтения и ознакомления с темой статьи или ресурса в целом. Буквально в течение нескольких секунд пользователь может составить свое мнение: интересен ли ему предложенный контент и стоит ли продолжать его читать.

 

 

 

3. Имейте в виду поверхностный просмотр, а не тщательное чтение

 

Чтобы создать отличный дизайн, продумайте расположение контента:

 

  • Начало абзаца должно быть интересным и интригующим, чтобы привлечь внимание посетителя, и он продолжил чтение.
  • Люди воспринимают в первую очередь те части контента, которые визуально выделяются на фоне остальных. Это может быть жирный шрифт, курсив, контрастный цвет или размер букв. Так что делайте акцент на весомой информации с помощью инфографики, картинок или шрифта.
  • Каждый абзац – это отдельная тема. Так текст воспринимается проще и понятнее. Обязательно используйте маркированные списки.
  • Располагайте важную информацию, в том числе и кнопки призыва к действию, справа или слева. Именно там пользователь начинает и заканчивает чтение, так что концентрирует свое внимание больше всего. Эффективность контента, расположенного в таких местах, выше.

 

 

 

4. Применяйте боковую панель

 

Боковая панель используется для привлечения внимания к более серьезным и глубоким вопросам. Несколько полезных рекомендаций:

 

  • Если вам нужно дополнить основной контент информацией, которая не подходит к основной статье, смело размещайте ее на боковой панели. Это может быть реклама, дополнительные статьи по теме или ссылки на социальные сети.
  • Сделайте этот инструмент своеобразным поисковиком, который поможет пользователям добраться до чего-то нужного или интересного. Например, список самых популярных статей, разделы сайта и прочее.

 

 

 

5. Откажитесь от повторения одного и того же макета

 

F-паттерн довольно скучен и монотонен. Если использовать этот принцип просмотра контента постоянно, он может быстро надоесть пользователям, они будут знать, чего от вас ожидать. Поэкспериментируйте и попробуйте поставить какой-то важный элемент в нетипичном месте, чтобы заинтересовать, привлечь внимание и заинтриговать.

 

Такое разрушение ожиданий пойдет вам на руку, если тексты слишком длинные и вертикальные переходы с неинтересным и малополезным контентом чересчур растянуты. Разбавьте их яркой деталью, чтобы не дать читателю заскучать.

 

 

 

 

Как F-паттерн влияет на бизнес?

 

 

F-паттерн бизнес сайта

 

 

Веб-дизайн сайта, его лаконичное и простое оформление помогают увеличивать конверсию. Если при разработке, создании и наполнении ресурса руководствоваться проверенным F-образным шаблоном, то можно привлечь к себе большое количество новых посетителей и клиентов, потому что вы будете знать, как грамотно выстроить контент для удержания внимания. Так, традиционный сайт, основанный на F-паттерне, имеет следующие основные компоненты:

 

  • В верхнем левом углу обычно находится логотип компании, который делает акцент на бренде и его названии.
  • В правом верхнем углу чаще всего размещают контакты с номером телефона и адресом, чтобы посетитель мог быстро связаться с представителем компании.
  • Контент, опубликованный в соответствии с «горячими» точками F-паттерна.

 

Зная точно, каким образом посетитель воспринимает информацию в интернете, вы можете этим умело пользоваться и продвигать свой бренд. Достаточно просто располагать ключевые моменты контента в тех местах, где глаз человека удерживается дольше обычного. Вот увидите, количество просмотров и целевых действий будет в разы больше.

 

 

#Заметка

Юкрафт не только предоставляет интересный контент на различные маркетинговые темы, но и возможность создать собственный сайт используя наш сайт билдер. Создавайте красивые лендинги и сайты без технических навыков.